Фрегат и прочий антиквариат. Василий Сычев — о самой старой технике, стоящей на вооружении в армиях мира

Фрегат и прочий антиквариат. Василий Сычев — о самой старой технике, стоящей на вооружении в армиях мира

В июне 2015 года в Амурской области на стратегическом бомбардировщике-ракетоносце Ту-95 МС произошла авария. Перед самым взлетом из-за неполадок в двигателе самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы; погиб один член экипажа. Ту-95 МС входят в число наиболее «пожилых» самолетов, стоящих на вооружении ВВС России — это самые старые летательные аппараты Дальней авиации. Утверждать наверняка, что именно возраст стал причиной аварии, нельзя. Кроме того, ВВС других стран располагают куда более старыми самолетами, с которыми тоже иногда происходят неприятности; так что авария Ту-95 МС — не уникальное явление. По просьбе «Медузы» военный эксперт Василий Сычев изучил, какая военная техника, приобретенная много десятилетий назад, сегодня используется в армиях мира.

Двигатели

Бомбардировщики Ту-95 поступили на вооружение СССР в 1956 году. Однако новая версия стратегического бомбардировщика — Ту-95 МС — разрабатывалась на базе дальнего противолодочного Ту-142 М, созданного, в свою очередь, на основе Ту-95. Таким образом, серийное производство модернизированных ракетоносцев началось в 1981 году, так что возраст самого старого из имеющихся 63-х Ту-95 МС составляет «всего» 34 года; по меркам стратегической авиации — это немного.

С точки зрения продолжительности использования наибольший интерес, пожалуй, представляют двигатели Ту-95 МС — НК-12 МП, модернизированные версии НК-12 самых первых серийных Ту-95. Эти силовые установки были созданы на основе немецких турбореактивных двигателей Jumo-004, разработанных для истребителей Me.262. После окончания Великой Отечественной войны немецкие инженеры, участвовавшие в создании Jumo-004, были привлечены к разработке советской турбовинтовой силовой установки НК-12. В итоге появился двигатель, который даже сейчас остается самой мощной турбовинтовой силовой установкой в мире.

Помимо Ту-95 МС модернизированная версия НК-12 используется на транспортных самолетах Ан-22 и противолодочных самолетах Ту-142. Турбовинтовой двигатель — это разновидность реактивной силовой установки; с тем отличием, что энергия продуктов сгорания топлива в нем используется для привода не только компрессора низкого давления, но и воздушного винта. При этом доля реактивного выхлопа в общем объеме тяги НК-12 крайне незначительна.

В НК-12 МП коэффициент полезного действия турбины — той части двигателя, которую раскручивают горячие газы и которая через общий вал приводит в движение остальные части силовой установки, — составляет 34%. Это рекордный в мире показатель. Двигатель Ту-95 МС на взлетном режиме способен развивать тягу до 12 тысяч килограммов-силы и около восьми тысяч килограммов-силы в обычном полете. Для сравнения: каждый из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-41Ф1С истребителя Су-35С (первый серийный Су-35С поднялся в воздух в мае 2011-го) способен развивать тягу до 8,8 тысячи килограммов-силы и до 15 тысяч килограммов-силы...

В  июне 2015 года в  Амурской области на  стратегическом бомбардировщике-ракетоносце Ту-95  МС произошла авария. Перед самым взлетом из-за неполадок в  двигателе самолет выкатился за  пределы взлетно-посадочной полосы; погиб один член экипажа. Ту-95  МС входят в  число наиболее «пожилых» самолетов, стоящих на  вооружении ВВС России  — это самые старые летательные аппараты Дальней авиации. Утверждать наверняка, что именно возраст стал причиной аварии, нельзя. Кроме того, ВВС других стран располагают куда более старыми самолетами, с  которыми тоже иногда происходят неприятности; так что авария Ту-95  МС  — не  уникальное явление. По  просьбе «Медузы» военный эксперт Василий Сычев изучил, какая военная техника, приобретенная много десятилетий назад, сегодня используется в  армиях мира.

Двигатели

Бомбардировщики Ту-95 поступили на  вооружение СССР в  1956 году. Однако новая версия стратегического бомбардировщика  — Ту-95  МС — разрабатывалась на  базе дальнего противолодочного Ту-142  М, созданного, в  свою очередь, на  основе Ту-95. Таким образом, серийное производство модернизированных ракетоносцев началось в  1981  году, так что возраст самого старого из  имеющихся 63-х Ту-95  МС составляет «всего» 34  года; по  меркам стратегической авиации  — это немного.

С  точки зрения продолжительности использования наибольший интерес, пожалуй, представляют двигатели Ту-95  МС  — НК-12  МП, модернизированные версии НК-12 самых первых серийных Ту-95. Эти силовые установки были созданы на основе немецких турбореактивных двигателей Jumo-004, разработанных для истребителей Me.262. После окончания Великой Отечественной войны немецкие инженеры, участвовавшие в  создании Jumo-004, были привлечены к  разработке советской турбовинтовой силовой установки НК-12. В  итоге появился двигатель, который даже сейчас остается самой мощной турбовинтовой силовой установкой в мире.

Помимо Ту-95  МС модернизированная версия НК-12 используется на  транспортных самолетах Ан-22 и  противолодочных самолетах Ту-142. Турбовинтовой двигатель  — это разновидность реактивной силовой установки; с  тем отличием, что энергия продуктов сгорания топлива в  нем используется для привода не  только компрессора низкого давления, но  и  воздушного винта. При этом доля реактивного выхлопа в  общем объеме тяги НК-12 крайне незначительна.

В  НК-12  МП коэффициент полезного действия турбины  — той части двигателя, которую раскручивают горячие газы и  которая через общий вал приводит в  движение остальные части силовой установки,  — составляет 34%. Это рекордный в  мире показатель. Двигатель Ту-95  МС на  взлетном режиме способен развивать тягу до  12  тысяч килограммов-силы и  около восьми тысяч килограммов-силы в  обычном полете. Для сравнения: каждый из  двух турбореактивных двухконтурных двигателей с  форсажной камерой АЛ-41Ф1С истребителя Су-35С (первый серийный Су-35С поднялся в  воздух в  мае 2011-го) способен развивать тягу до  8,8 тысячи килограммов-силы и  до  15  тысяч килограммов-силы в  режиме форсажа.

Бомбардировщики

B-52H Stratofortress  — стратегические самолеты, которые стоят на  вооружении ВВС США. В  конце октября 2012 года самому новому из  76 бомбардировщиков такого типа исполнилось ровно полвека. Это самолет с  бортовым номером 61–040  — его американские военные получили 26  октября 1962  года, спустя всего шесть лет после принятия на  вооружение самых первых Ту-95.

Производство B-52 велось в  США с  1952-го по  1962-й. За это время концерн Boeing выпустил 744  бомбардировщика. Боевой радиус B-52H составляет около 7,2 тысячи километров, а  перегоночная дальность  — 16  тысяч километров. Самолет способен развивать скорость до  950 километров в  час и  нести бомбовую нагрузку массой до  31  тонны.

Сегодня самый «молодой» из  B-52H служит на  авиабазе «Майнот» в  Северной Дакоте. Возраст самого старого американского стратегического самолета  — 54  года. Согласно действующим планам министерства обороны США, бомбардировщики B-52 будут стоять на  вооружении по  меньшей мере до 2040  года. Тогда самому «новому» из  них исполнится уже 78  лет. По  оценке Boeing, срок службы бомбардировщиков можно продлить и  на  срок после 2040  года. Сейчас все Stratofortress проходят модернизацию, получая каналы спутниковой связи, новое бортовое оборудование, вооружение и  системы подвески ракет и  бомб.

К  2022 году все B-52H оснастят новыми радиолокационными станциями, системами навигации и  обмена информацией. Stratofortress будут интегрированы и  в  единую информационную сеть Пентагона и  смогут обмениваться данными с  другими войсками США.

Танки

Как ни  удивительно, встречается на  вооружении и  более старая техника. Например, легендарные средние танки Т-34-85  — представители того самого типа боевых машин, который прошел Великую Отечественную и  сегодня признается многими экспертами лучшим танком 1940-х. В  общей сложности в  мире сейчас насчитывается около 200 танков Т-34-85; они стоят на  вооружении 11  стран мира  — Боснии и  Герцеговины, Вьетнама, Гвинеи и  Гвинеи-Бисау, Северной Кореи, Кубы, Мали, Намибии и  других. Такие танки, а  также созданные на  их  основе самоходные артиллерийские установки СУ-100, используются в  гражданской войне в Йемене.

Особенность танка Т-34  — крайне экономичный (естественно, по  меркам 1940-х годов) дизельный двигатель авиационного типа В-2. Эта силовая установка объемом 38,8 литра способна развивать мощность до  500 лошадиных сил, которых с  лихвой хватает на  приведение в  движение машины; притом что ее  масса в полном боевом оснащении составляет более 30  тонн. Сам двигатель собран преимущественно из  легких алюминиевых элементов.

Благодаря относительно небольшой массе и  мощному двигателю Т-34-85 имеет высокую проходимость, маневренность и  подвижность. При длине в  8,1 метра (включая пушку), ширине 3  метра и  высоте 2,7 метра Т-34 может развивать скорость до  55  километров в  час по  шоссе и  до  25  километров в  час по пересеченной местности. Запас хода танка по  шоссе  — около 300  километров. Машина вооружена нарезной пушкой калибра 85  миллиметров с  боезапасом на  60 выстрелов. Кроме того, на  танке установлены два пулемета калибра 7,62 миллиметра. Производство Т-34-85 велось вплоть до  1958  года.

Винтовки

В  начале июня 2015 года ведущий американский оружейный блог TFB рассказал о  находке военного инструктора Билла (он  занимается стрелковой подготовкой бойцов). У  одного из  бойцов Билл обнаружил автомат M16A2, возраст которого составляет от  44  до  46  лет. Это оружие было выпущено компанией General Motors, поставлено в  войска и  до  сих пор успешно служит. Американское предприятие, ныне известное исключительно как производитель автомобилей, занималось выпуском автоматов типа M16  в 1969–1971  годах.

Автомат, по-видимому, был собран с  применением деталей более старой версии оружия  — M16A1: например, на  нижней части ствольной коробки цифра 1  в маркировке M16A1 перебита на  2. Кроме того, у  флажка переключения режимов огня режим «Auto» перебит на  «Burst»  — это означает, что автомат лишился возможности вести огонь длинными очередями и  получил механизм отсечки по  три.

Другое открытие сделал американский стрелок Стив Ли. Ему удалось найти в  Камбодже автомат XM16E1, вариант M16, специально разработанный для Армии США. Возраст этого оружия составляет 49–50  лет; оно все еще используется военными. Автоматы XM16E1 выпускались с  мая 1966-го по  второй квартал 1967-го. Армия США получила в  общей сложности около 85  тысяч таких стволов.

Найденный Ли  автомат за  время эксплуатации несколько раз ремонтировался. В  частности, у  стрелка возникли сомнения относительно крышки ствольной коробки  — была  ли она изначально установлена на  оружие или заменена на  новую гораздо позже. Кроме того, цевьё автомата было явно выпущено одной из камбоджийских компаний. Некоторые сомнения вызывает и  крепление ствола. В  целом же, оружие очевидно успело поучаствовать в  войне во  Вьетнаме и  в  неплохом состоянии дожило до  наших дней.

Фрегат

Однако по-настоящему музейным экспонатом (в  том числе, и в  буквальном смысле) следует считать трехмачтовый фрегат «Конститьюшн». Это одновременно и  старейший из  мачтовых кораблей, находящихся на  плаву, и старейший корабль, стоящий на  вооружении. «Конститьюшн», спущенный на  воду в 1797  году, все еще числится в  боевом составе ВМС США  — на  его борту несет службу экипаж моряков. Правда, корабль крайне редко выходит в  море; в  последний раз это случилось в  1997  году. До  этого корабль не  выходил в  море под парусами целых 116  лет.

Фрегат стоит у  причала в  Бостоне, по  нему водят экскурсии. В  случае списания и  прекращения ухода за  кораблем «Конститьюшн», предположительно, затонет в  течение 9–12 месяцев из-за быстрого гниения досок. Во  время своей активной службы «Конститьюшн» принял участие в Англо-американской войне 1812–1814  года. После боя с  британским фрегатом «Гуэрир» в  августе 1812 года «Конститьюшн» получил прозвище «Железнобокий старина»  — пушечные ядра отскакивали от  его бортов, сделанных из  виргинского дуба. «Гуэрир» получил повреждения, загорелся и  затонул.

Водоизмещение «Конститьюшн» при длине 62  метра и  ширине 13,3 метра составляет 2,2 тысячи тонн. Высота его фок-мачты составляет 60 метров, грот-мачты  — 67  метров, а  бизань-мачты  — 52,6  метра. Корабль способен развивать скорость до  13  узлов. В  годы его активной службы на  «Конститьюшн» располагался экипаж общей численностью 450  человек. Фрегат вооружен 52 орудиями.



RSS рассылка

Другие новости

Другие новости